Россию пытаются поставить "на счетчик" за таинственную библиотеку Иосифа Ицхака Шнеерсона.
Федеральный окружной суд Вашингтона обязал власти РФ выплачивать штраф в размере 50 тыс.долларов в день до тех пор, пока Москва не передаст Вашингтону библиотеку Шнеернона.
Любавичские архивы собирались примерно с 1772 года. Они включают в себя 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, в том числе 381 манускрипт, рукописные философские трактаты XVIII столетия и прочие документы. В 1915 году часть архивов была передана убегающим от войны евреем Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном на хранение в Москву. Она оказалась национализирована во время революции. Часть была вывезена ребе в Польшу, а затем в 1939 году попала в руки немцев. В свою очередь СССР отнял часть коллекции у Германии в рамках мероприятий по реституции после Второй мировой.
разыгрывались нешуточные страсти. Так, за попытку кражи манускриптов библиотеки Ребе из Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге судили известного российског </span>адвоката Дмитрия ЯкубовскогоБорьба за так называемую коллекцию Шнеерсона порой приобретает такие формы, что становится понятно: информации там столько, что библиотека может являться поистине стратегической
[ Хасиды неоднократно пытались захватить рукописи силой]Является фактом и то, что в 1991 г. Хасиды приезжали в Ленинку реквизировать ценности силой, заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин сдержал попытку грабежа угрозой сжечь себя вместе с коллекцией
"Хасиды, а с ними было восемь американских граждан (среди них — профессора) и один израильский, пришли в ГБЛ с огромными ящиками для упаковки книг. Приехало американское телевидение. Хасиды исполняли ритуальные танцы, вели себя "раскованно", курили, плевались, а когда старый человек, дежурный по библиотеке, сделал им замечание, ударили его по лицу, сбили с ног, стали избивать С милиционера, бросившегося на помощь, сорвали погон, топтали фуражку… Но "сверху" милиции был дан приказ: никакого насилия", — рассказывал в 1991 году Виктор Дерягин "Литературной газете".
Затем Виктор Дерягин трагически погиб
Была еще одна попытка захвата, когда был избит милиционер, охранявший библиотеку и начался погром в самой библиотеке. Отбиться от еврейских нацистов тогда удалось только с помощью ОМОНа
В 2010 году Федеральный окружной суд Вашингтона, тот же самый, что и сейчас, вынес решение о том, что Россия должна вернуть 25 тысяч страниц рукописей из коллекции Шнеерсона.
Тогда МИД России назвал решение ничтожным, сейчас обещает дать жесткий ответ в случае попыток ареста российских ценностей на территории США, уточнив, что у Шнеерсона не осталось законных наследников.
По сообщениям СМИ, передача списка Шнеерсона планировалась как часть сделки по отмене печально знаменитой еврейской поправки Джексона-Вэника, которая ограничивала внешнеторговую деятельность СССР и России.
Поправку отменили в прошлом году, фактически введя вместо нее так называемый акт Магнитского.
Нюанс ситуации в том, что с начала нулевых хасиды занимают крепкие позиции и внутри России. Более того, главный раввин России Берл Лазал является хасидом, а ХАБАД — самая влиятельная еврейская организация в России.
Таким образом, речь идет о противостоянии условно российских и условно американских хабадников вокруг некой библиотеки. С чем она может быть связана — можно только догадываться.
История хасидизма
[править]Зарождение в Речи Посполитой
Зарождение хасидизма связано с деятельностью его основател Бешта 1698—1760) — каббалиста и целителя, обосновавшегося 1740 году Подолье Украина). Вокруг Бешта собрался круг учеников, чья деятельность вызвала недовольство со стороны ортодоксальных раввинов. Его популярность обычно объясняли тем кризисом, который охватил еврейскую общин Речи Посполитойпосле провала движени Шабтая Цви казацких погромов при Богдане Хмельницком. Хасиды не отказывались от строго соблюдения иудейских обрядов, не впадая, впрочем, в аскетизм. После смерти Бешта движение хасидов возглави Дов-Бер из Межерича также известный как «Магид»), который перенес свою резиденцию Волынь(Украина).
Посл 1772 года асидизм распался на ряд ветвей. Рабб Элимелех аспространил хасидизм в горо Лежайск (Польша) Менахем Мендель сновал общину Витебске (Белоруссия), из которой выше Шнеур Залман - родоначальни Хабада Леви Ицхак 1785 году оздал хасидский центр Бердичеве. Также значительный центр хасидизма стал представлят Чернобыль Украина), после переселения сюда ученика Бешт Менахема Нахума.
1782 году ков Йосеф из Полонного пишет первую хасидскую книгу, в которой собирает изречени Бешта.
Хасиды в России
После разделов Речи Посполитой хасидские центры оказались на территории Российской империи. Первым хасидским лидером на территории России ста Шнеур-Залман. После присоединения Белоруссии к России 1772 году н призывал хасидов не бояться России. От него отсчитывает свою истори любавичский хасидизм, центром которого впоследствии стал смоленские Любавичи. 1793 году оссия поглотила колыбель хасидизма в Подолии. Чувствуя приближение смерти основател брацлавской ветви хасидизма риехал Умань, где скончался 1810 году и был похоронен. Ныне Умань (Украина) является одним из центров паломничества хасидов[1]
К начал XX века асидизм потерял значительное число сторонников. Его база — еврейские местечки Восточной Европы — находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций.
Посл Октябрьской революции в России ольшая часть хасидских центров оказалась в Советской России. Часть хасидов отошла от традиционного иудаизма и поддержала революционные процессы. Типичный сюжет описан в рассказ Исаака Бабеля[2]. Другая часть покинула традиционные места обитания и начала ассимилироваться в крупных городах России. Некоторые выехали заграницу. Третья часть хасидов сохранила традиции своих предков как в России, так и заграницей. В 1926 году была построена деревянная хасидская синагога Марьиной Роще Москва)[3], но в 1927 7-й любавичский реб Менахем Мендл Шнеерсон окину СССР к 1941 году осел США Нью-Йорк).
В 1933 г. раввином Москвы становится витебский раввин Шмарьягу–Йегуда–Лейб Медалье, выходец из семьи любавичских хасидов. Однако к 1935 году хасидские организации были объявлены контрреволюционными, а в 1938 году хасидский раввин Москвы был арестован и расстрелян. Хасидизм в СССР ушел в подполье. С началом Великой Отечественной войны группы хасидов в числе эвакуированных оказались в Средней Азии (Ташкент, Самарканд), для прикрытия своей деятельности они организовывали трикотажные артели[4]. В 1947 году прокатилась новая волна разоблачений хасидов[5]. В 1956 году в Средней Азии в хасидской среде родилс Лев Леваев, который после краткого пребывания в Израиле способствовал возрождению любавичского хасидизма в России в эпоху Перестройки.
В Восточной Европе и бывшем СССР особенной активностью отличаются хасиды Хабада, которые претендуют на главенство в главных организациях общин ортодоксального иудаизма и выдвинули своих главных раввинов в России (Берл Лазар), Чехии, Грузии, Молдавии и Украине. Такая активность вызывает резкое сопротивление других организаций, не-хасидских еврейских общин и хасидов иных толков. Из других хасидских течений на территории бывшего СССР действуют хасиды Карлин-Столина.
Хасиды США и Латинской Америки
Около двух миллионов евреев иммигрировали из Российской империи (включа Царство Польское) США 1881 по 1915 иммиграция в Палестину, Аргентину Бразилию другие страны также была значительной. Многие из них были выходцами из хасидских семей. Однако, придерживаться традиций пытались немногие из них, да и тем это удавалось весьма редко, особенно во врем Великой депрессии, когда было необходимо выходить на работу по субботам.
Лишь из-за эмиграции в связ Холокостом США появились настоящие хасидские общины: Сатмар, Любавич (Хабад), Бреслов, Бобов, Сквира, Вижниц, Санц (Клойзенбург) Пупа, Мункач, Спинка, и другие. Многие хасиды компактно проживают в разных частя Бруклина, в первую очередь, в Боропарке, Уильямсбурге и Краун Хайтс, а также в таких городка штата Нью-Йорк, ка Кирьяс-Джоэль Монси Монро Нью-Скуэр.
Экономические основы хасидской общины
Многие хасиды-мужчины обычно не работают в молодости, то есть до свадьбы и в первые годы после неё, а отдают всё время изучени Торы. Многие общины в Израиле и США занимаются политическим лоббированием с целью получения общественных средств для существования своих членов.
Вместе с тем, хасидские общины создали для своих членов широкую сеть общественного признания и взаимопомощи, помогающую в решении проблем повседневной жизни — беспроцентные ссуды, помощь в получении жилья, бесплатные столовые, распределение пищи для нуждающихся, помощь приданым бедным невестам, юридическая защита и многое другое.
Среди хасидов ощутима прослойк парнасов (ничего не напоминает?); состоятельных людей, содержащих общину. Традиционные занятия хасидов — бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок.
Сатмарские хасиды контролируют большую часть рынк кошерного яса США объёмом около 4 млрд долларов в год и контролируют сеть общественных учреждений, ссудных касс, объектов недвижимости только в Нью-Йорке стоимостью около полумиллиарда долларов.
Уникальную сеть по распространению своей версии иудаизма создали хасид Хабада. Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов — «посланников Ребе» по всему миру. Её оборот достигает 1 миллиарда долларов США в год.
Journal information